Десантное каприччио
Писатель Борис Костин о В. В. Никифорове www.boris-kostin.ru
Мое знакомство со скульптором Валерием Никифоровым произошло заочно. В процессе работы над фильмом и книгой о командующем Воздушно-десантными войсками СССР, Герое Советского Союза генерале армии Василии Филипповиче Маргелове, мне пришлось объездить полстраны, не единожды бывать в своем родном РКПУ и, конечно, в Москве, на Новодевичьем кладбище, где похоронен В. Ф. Маргелов. Всякий раз, возлагая цветы к памятнику, я восхищался удачным решением скульпторов, воплотивших в бронзе образ человека-легенды, которого мне довелось знать.
У памятника два автора — супруги Валерий Владимирович и Наталья Викторовна Никифоровы. Они вместе идут по жизни вот уже тридцать восемь лет. У них трое детей: Виктор, Ирина и Анна, которые одарили их пятью внуками и внучками.
Жизнь этих близких мне по духу и помыслам людей состоялась и тесно переплелась с творчеством, в котором они великолепно дополняют друг друга. И хотя альбом посвящен юбиляру, было бы несправедливо принизить роль его коллеги и соавтора — Натальи Никифоровой, ведь недаром древняя мудрость утверждает: «Всё от женщины на свете».
Я создал немало жизнеописаний великих исторических личностей и современников: полководцев, военачальников, писателей, художников, русских женщин, но всегда с трепетом приступаю к очередному труду.
Слово В. В. Никифорову.
Написать даже краткую автобиографию не просто, а тут, можно сказать, целое жизнеописание. Голова раскалывается от набежавших воспоминаний!
Я мог бы и не родиться, и вот почему. В начале Великой Отечественной войны автомобильный завод имени Лихачева, на котором работали мои родители, эвакуировали из Москвы в Ульяновск. Отец был призван на фронт, воевал на Ленинградском. Там-то его отыскали кадровики из Ульяновска. Дело в том, что мой отец считался классным специалистом-автомобилистом и многие годы работал рука об руку с самим Лихачевым. В 1942 году начались поставки по лендлизу американских «Студебеккеров» и прочей автомобильной техники. Так отец вновь оказался в родном коллективе.
Ритм на трудовом фронте был не менее напряженным, чем на передовой. И тем не менее отец нашел в себе силы и сотворил меня. Я родился 1 апреля 1943 года.
В наше время упоминание об этом дне вызывает невольную улыбку. Но в ту военную пору было не до шуток. Однако люди радовались приходу весны, победам Красной армии.
Слово В. В. Никифорову.
После войны семья вернулась в Москву. Мы приютились у деда в Перловке. Первые школьные годы тоже прошли там. Мою первую учительницу звали Наталья Алексеевна — заслуженный человек, награждена тремя орденами Ленина! (На снимке я крайний справа в
нижнем ряду). Она первой увидела во мне художника, сумела сдружить нас, школьников — мои друзья из того первого класса остались друзьями на всю жизнь.
В двенадцать лет ко мне неожиданно пришел первый творческий успех. Каким-то образом мои рисунки попали на выставку, проходившую в Индии. Затем мне пришло приглашение из Московской средней художественной школы. Я сдал экзамены во 2-й класс и поступил. Располагалась школа в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи, можно сказать, дверь в дверь. И мы, учащиеся СХШ проводили там свободное время.
С чего начинается творец? Скорее всего, с обостренного восприятия земной красоты, с сердцебиения, которое сопровождает созерцание произведений ваятелей, зодчих и художников. Флорентийский философ XV века Пико делла Мирандола писал в трактате «Речь о достоинстве человека», что Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (то есть сотворения Мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Еще в античную эпоху, а затем и в эпоху Возрождения образ человека стал мерой всех вещей. Например, гениальный итальянец Леонардо да Винчи в сынах Земли искал и находил загадку бытия, исчислял «анатомический состав человечности».
Слово В. В. Никифорову.
В классе, в котором я обучался, из двадцати двух человек нас, скульпторов, было трое. Товарищи над нами незлобиво подшучивали: дескать, скульпторы — это неудавшиеся живописцы. Но это далеко не так! Вот я с присущим мне упорством
и рисовал, и писал маслом, и лепил с натуры… В школе меня прозвали Бубой — за молчаливость и боевой характер.
В 1962 году учеба в художественной школе подошла к концу. Мне исполнилось девятнадцать лет и предстояла служба в Советской армии.
Мы с Валерием Владимировичем Никифоровым одногодки и призывались в ряды Вооруженных сил СССР почти в одно и то же время. Известно, что солдатская служба — не фунт изюма. И мне, и герою моего документального повествования не единожды приходилось слышать от «счастливчиков», избежавших участи тянуть армейскую лямку, что служба в армии — потерянные годы жизни. Возможно, что в современной российской армии, в которой срок службы низведен до года, это действительно так и есть, но служба в «несокрушимой и легендарной» Советской армии была по-настоящему школой для настоящих мужчин.
Слово В. В. Никифорову.
Служил я в Советской армии три года — с 1962 по 1965 в ракетных войсках. Получил специальность радиста 3-го класса. Мастер артвооружения. Когда командир полка узнал, что я скульптор, то предоставил мне мастерскую, где я лепил бюсты Ленина, Дзержинского, творческие композиции, которые передал в Дом офицеров города Петрозаводска.
А еще я в армии приобрел двух боевых друзей: Володю Мельникова, он фотокорреспондент, и Володю Свинтицких, он ученый-химик.
Я всегда считал, что живу и творю за того парня, что не вернулся с войны. Ее ад, страдания людские, величие подвига солдата — основная линия моего творчества.
ИНСТИТУТ
Московский государственный академический институт имени В. И. Сурикова подобен Академии художеств в Ленинграде — единые принципы художественного образования: любовь к человеку, вдохновенное отношение к Природе, жажда познания жизни и секретов творчества, свободный выбор замысла и его воплощение, верность реализму; руководителями мастерских являются академики.
В художественном вузе уже после первого курса становится ясно, выйдет ли из студента художник. Валерию Никифорову повезло — он попал в надежные руки преподавателя скульптуры Владимира Ивановича Егорцева, который не только предметно и образно учил тонкостям профессии, но и открыто говорил о неизбежных трудностях.
В. И. Егорцев прожил н
едолгую жизнь. После его кончины В. В. Никифоров занял его место на кафедре скульптуры. С 1972 года он ассистент президента Академии художеств СССР Николая Васильевича Томского. Работать с самим мэтром отечественной скульптуры, перенимать его опыт — это ли не великое счастье для молодого скульптора?
Слово В. В. Никифорову.
Вернулся я из армии в 1965 году и поступил в Московский художественный институт на факультет скульптуры. Мои одноклассники были уже на 4-м курсе. Но я не жалел, был взрослым человеком, знающим, как и чему учиться. Мне было 22 года.
Студенческая жизнь шла своим чередом. Из-за моих ржаных усов меня прозвали Урожай.
По совету Саши Воронцова я взял эту тему на конкурсе и вылепил композицию «Урожай»: стоит женщина и держит в руках каравай на фоне архитектурно решенного
снопа колосьев. Получил первую премию. А Саше подарил подзорную трубу — в знак благодарности.
После 2-го курса с утвержденным проектом я был направлен ЦК ВЛКСМ по комсомольской путевке в Сибирь, в Омск, где секретарь обкома отправил меня в Большереченский район для создания памятника местным воинам, погибшим в 1941—1945 годах. Я тогда почувствовал, как людям нужен памятник. Только начали строить — понесли цветы. Большереченский район большой, воинов погибло много, а ни одного памятника воину-победителю не было. В 1967 году я установил там первый памятник воинам Великой Отечественной.
С 1972 по 1984 год Валерий Никифоров преподает в мастерской скульптуры в МГХИ имени Сурикова, которой руководили президент Академии художеств Н. В. Томский и академик М. Ф. Бабурин, а с 1984 по 1998 гг. преподает в мастерской вице-президента Академии художеств Л. Е. Кербеля.
В те времена вступление в творческий союз, а тем более в Союз художников, было делом весьма непростым. Надо было заявить о себе оригинальностью произведений и зрелостью мышления. Сотворенное Валерием Никифоровым было признано достойным, и в 1976 г. он стал членом Союза художников СССР.
АФГАНИСТАН
Наступил 1981 год. Валерий получил неожиданное предложение — двухгодичную командировку в Демократическую республику Афганистан.
Сделаю небольшую ремарку. В декабре 1979 года Советский Союз «по просьбе» руководства ДРА решил оказать дружественному афганскому народу помощь. Ограниченный контингент советских войск силой оружия принуждал душманов к полюбовному сотрудничеству с новой властью. В то время, когда грохотали пушки, музы тоже не молчали, и советские специалисты — работники культуры пытались сеять разумное, доброе, вечное в среде, где царила война.
Слово В. В. Никифорову.
Когда в институт пришла разнарядка на поездку в Афганистан, меня и живописца Славу Николаева вызвали на Совет института и заявили: «Вы оба здоровы, идеологически подкованы. Собирайте вещи — и на самолет».
Многие наши специалисты трудились за рубежом. Но одно дело — соцстраны или страны третьего мира, а тут — «горячая точка», откуда идут «грузы 200».
Я не был обделен заказами, имел мастерскую, машину, квартиру. У нас родились дети: сын и дочь. И я полагал, что ехать туда, где идет война, особой надобности нет. В Совете института и райкоме КПСС мыслили по-иному: «Ты же советский человек…» И я дал согласие.
Сознаюсь, было жалко расставаться с начатой работой «Тюменский меридиан», которую мы создали для авиагородка Рощино, что под Тюменью. Проект был одобрен худсоветом Союза художников.
В Кабульском университете, где мне предстояло работать советником-преподавателем, нашу группу встретили радушно. Представители полпредства СССР нас вооружили, добавив следующее: «Носите оружие с собой постоянно, спать ложитесь — держите пистолет заряженным под подушкой. Охранников на всех не хватит. Чувствуете опасность — из дома ни шагу. Берегите себя. Положение нестабильное и в любое время вас могут отправить в Союз».
А еще из наставлений чекистов запомнилось следующее: «Две пары часов лекций, пожали руку переводчику — и до следующей встречи. Никаких прямых контактов ни с профессурой, ни со студентами».
Я невольно поражался такому виду «помощи» — учить скульптуре, не испачкав руки, дело безнадежное. И на свой страх и риск отклонился от «магистральной линии».
Прежде всего надо было организовать учебный процесс. Натурщиков в университете нет. Студенты лепили портреты друг друга, я им объяснял конструкцию и пластику. Много работали над композицией.
Государственный Кабульский университет.
Представьте, чтобы привезти в мастерскую мрамор — заказываю танк. С боевым экипажем в каменоломню и обратно в Кабул. Наладил производство гипса, наладил чеканку из медных листов по алюминиевым отливкам — ребята-афганцы оказались смышлеными в чеканке. Литье я знал отменно, и удалось договориться с начальством машиностроительного завода об отливке студенческих и преподавательских произведений.
И вот первая выставка. Народу собралось много. Поздравления… и первый выговор от руководства за «непонимание обстановки». А ведь ее и в действительности понять было сложно. Дескать, нам платили приличные деньги лишь за то, что мы были бы только советниками — и не более.
Я по натуре оптимист. За первой выставкой студентов и преподавателей последовали вторая, третья.
Приближалось пятилетие Апрельской революции. Шариф Азизьяр, мой коллега по цеху ваятелей, являлся к тому же видным членом НДПА. Он-то и внес идею создания памятника, посвященного этому событию. Шариф познакомил меня с руководителями НДПА — Наджибуллой, Пальвашой и другими, которые дали добро, и мы принялись за работу.
«СКУЛЬПТОР ЭКСТРА-КЛАССА»
Именно так выразился на Ученом совете института профессор Михаил Федорович Бабурин, давая оценку творчеству Валерия Никифорова.
Валерий Никифоров в мастерской
в работе над бюстом героя русско-турецкой войны 1877—1878 гг. генерала В. В. Каталея.
Скульптурная композиция «Радищев — гражданин России» взорвала обстановку на кафедре. Можно по-разному относиться к оценкам Александра Николаевича Радищева, например, к такой, которую дала ему Екатерина II: «бунтовщик хуже Пугачева». Однако до сих пор дорога из Санкт-Петербурга в Москву — олицетворение социальных болячек России. Сам же создатель «Путешествия…» сквозь призму времен видится одним из передовых людей XVIII века, гуманистом и ненавистником рабства.
С композицией «Народовольцы», которую по заказу Министерства культуры РСФСР супруги Никифоровы подготовили ко Всесоюзной выставке в Московском Манеже, произошла метаморфоза. «Времена изменились», — сетовали чиновники, и из героев — ниспровергателей царизма народовольцы превратились в отступников, подражать которым не следует.
Но ведь из истории, которая досталась нам в наследство от наших предков, как и из песни, слова не выкинешь. А композиция хороша и эмоциональна. И пусть ныне выявлено много нелицеприятного в характерах и поступках участников народовольческого движения, но все же вычеркнуть эту кровавую страницу из российской истории не получится.
Слово В. В. Никифорову.
18 февраля 2013 года я смотрел по телевизору выступление Ильи Сергеевича Глазунова. В Суриковском институте наши мастерские находились рядом. Почти ежедневно в течение пятнадцати лет мы здоровались друг с другом, коротко обменивались новостями, впечатлениями. Профессор Глазунов — не чета другим. Он за свой счет сделал капитальный ремонт в мастерской, заглянуть в которую было любо-дорого, купил студентам лучшую стереосистему, пластинки с классической музыкой. Многие могли подумать: блажь напала на маститого художника. Ан нет! Студенты с воодушевлением работали под музыку, а начальство, ректор Павел Иванович Бондаренко, клеймил позором за такое новаторство. Илья Сергеевич спокойно переносил нападки, давал достойный отпор. Я многое воспринял у него. Хотя со многими его воззрениями на прошлое не согласен, но это, как говорят в научной среде, «предмет для обсуждения».
Фрагмент композиции
«Ермак Тимофеевич с дружиной».Бронза, керамика, 1990 г.
Композиция «Куликовская битва». 1980 г.
Авторы: В. В. Никифоров, Н. В. Никифорова.
Из глубины столетий до нас дошла поговорка: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». В профессии скульптора опыт — дело наживное и немаловажное. В педагоге Никифорове наблюдательность — черта сродни его творческому дарованию. Умение разглядеть в ученике талант, вдумчивость, вселить уверенность в собственных силах — вот какие задачи доцент кафедры скульптуры Суриковского института ставил перед собой. И в том, что целая плеяда скульпторов, взращенных Валерием Никифоровым: академики Российской Академии художеств — Андрей Балашов, Михаил Дронов, Игорь Козлов, Олег Закоморный, Дмитрий Тугаринов, Павел Тураев — получили известность и в России, и за рубежом — подлинная заслуга Мастера.
На строительстве памятника в 119 полку 106 дивизии ВДВ.
Памятник-надгробие командующему ВДВ генералу армии В. Ф. Маргелову на Новодевичьем кладбище в Москве.
4 марта 1990 года ушел из жизни Герой Советского Союза генерал армии Василий Филиппович Маргелов, создатель современных Воздушно-десантных войск, которым он отдал более четверти века и название которых благодаря ему начало писаться с заглавной буквы.
Ни Валерий, ни Наталья Никифоровы при жизни В. Ф. Маргелова с ним не встречались. Началась скрупулезная работа с фотографиями. Василий Филиппович скончался на восемьдесят втором году жизни. Возраст солидный. Однако в памяти воинов-десантников Командующий остался энергичным, целеустремленным, волевым. Портретное сходство с натурой оказалось превосходным. «Таким мы его знали», — было единодушное мнение родственников и сослуживцев.
Памятник оказался настолько целостным и динамичным, что создавалось впечатление, будто Командующий готов сойти с пьедестала, рвануться в бой и повести за собой гвардейцев.
У подножия памятника всегда живые цветы, а 2 августа — в День ВДВ и 27 декабря — в день рождения Десантника № 1 там всегда многолюдно.
Слово В. В. Никифорову.
Наш памятник легендарному командующему ВДВ Василию Филипповичу Маргелову, установленный на Новодевичьем кладбище, оказался настолько целостным и оригинальным, что по просьбе командования Рязанского воздушно-десантного училища мы сделали его копию.
Летом 1997 года я и Наталья встретились с командующим ВДВ Георгием Ивановичем Шпаком. Ознакомили его с альбомом, где представлены фотографии наших работ. Особое место в нем занимали скульптурные композиции, памятники и портреты, которые олицетворяли мужество и преданность долгу воинов-десантников.
В 2000 году исполнялось семьдесят лет Воздушно-десантным войскам. Георгий Иванович Шпак предложил нам создать для Музея ВДВ в Рязани скульптурные портреты всех своих предшественников. Их оказалось четырнадцать человек. При этом нам была обещана реальная помощь.
В общем, это не секрет — те, кто служил в армии, знает, что такое «дембельский аккорд». Это когда солдат «пашет» с утра до вечера на хозработах с тем, чтобы приблизить увольнение со службы. По распоряжению командующего нам выделили «дембелей» на дело святое, необходимое для сбережения исторической памяти. И надо сказать, что солдаты трудились на совесть: помогали делать каркасы готовили глину, помогали формовать. В мастерской побывали генералы Д. С. Сухоруков,
В. А. Ачалов, Е. Н. Подколзин, П. С. Грачев, Г. И. Шпак.
Пятнадцатым бюстом был портрет Г. И. Шпака. Но на выставке, проходившей в концертном зале «Россия», портрет так и не появился. Георгий Иванович — скромный человек. Наше творение простояло долгое время в мастерской пока, наконец, не обрело свое заслуженное место в Музее ВДВ.
Трудно быть созерцателем развала страны, а еще больнее понимать, что на твоих глазах уходят в небытие армейские традиции. Хорошо, что в ВДВ хранителями их оказались боевые генералы и офицеры — В. А. Ачалов, А. И. Лебедь, Е. Н. Подколзин, С. А. Кудинов, В. В. Маргелов, А. В. Маргелов, П. Я. Поповских, А. А. Чиндаров… Да разве всех перечислишь!
Портрет командующего ВДВ
(1991—1996) генерал-полковника
Подколзина Е. Н.
Я был немало удивлен, когда буквально со всех концов страны начали раздаваться звонки с просьбой создать бюст Василию Филипповичу Маргелову. Первыми пожелали иметь таковой в 76-й гвардейской Псковской десантно-штурмовой дивизии, в которой Командующий ВДВ начал службу в качестве комдива. Место для установки бюста выбрали сами десантники — возле центрального КПП, расположенного на улице Маргелова. Что ж, получилось довольно символично — офицеры и воины-гвардейцы, проходя мимо бюста Десантнику № 1, отдают честь, а «Батя» как бы напутствует их на славные боевые дела.
В 2005 году в издательстве «Молодая гвардия» в почитаемой мною серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга писателя Бориса Костина «Маргелов». Книга обстоятельная, читаемая легко. В ней была помещена фотография нашего памятника, установленного в Рязани. Каково же было мое удивление, когда со мной связался автор книги и сообщил следующее: на родине Василия Филипповича Маргелова, в белорусском райцентре Костюковичи, решено создать Аллею Героев Советского Союза. И поскольку Борис Костин имел прочный контакт с местной администрацией, он предложил землякам Маргелова начать аллею с установки бюста Командующему.
В качестве архитектора Борис Акимович предложил выпускника питерского Института имени Репина Дмитрия Мартыненко. Наша троица — я, москвич, и два питерца — прибыли в Костюковичи. Встречали нас сердечно. Деловую атмосферу дополняло истинно белорусское гостеприимство и хлебосольство, и подвести таких добросердечных людей мы попросту не могли, хотя сроки создания бюста явно поджимали.
Обсуждение установки памятника с председателем
Костюковичского райисполкома.
Костюковичи, 28 сентября 2007 года
Ежегодно 28 сентября в Костюковичах отмечается День освобождения города и района от фашистских захватчиков. Количество имен павших в боях и замученных немцами в годы Великой Отечественной войны жителей города, запечатленных на чугунных плитках — не одна тысяча. Вечная им память и слава.
29 сентября 2007 года при огромном стечении народа состоялась презентация моей книги «Маргелов», а затем началось главное действо — открытие бюста Василию Филипповичу. Подборка фотографий об этом событии расскажет, пожалуй, лучше, чем строки воспоминаний. На фотографиях — генерал-полковник Виталий Маргелов, Герой России Александр Маргелов, руководство района, представители органов власти из Минска и Могилева и, конечно,
главные виновники торжества — скульпторы Валерий и Наталья Никифоровы.
Питерские десантники не менее памятливы, чем их собратья-псковичи и белорусы. Идея установки памятника В. Ф. Маргелову в Санкт-Петербурге вызревала давно. Ведь именно на ленинградской земле, которую защищал в годы войны тогдашний комполка морской пехоты, родились символы ВДВ — тельняшка с голубыми полосами и берет.
Надо отдать должное руководителю Ассоциации имени Маргелова полковнику запаса Александру Ивановичу Туркову, которому пришлось преодолеть множество бюрократических барьеров, прежде чем было Топонимической комиссией Санкт-Петербурга было принято решение назвать один из безымянных скверов по Приморскому шоссе именем легендарного Командующего и установить в этом месте бюст. Его открытие состоялось 2 августа 2010 года.
С этого момента сквер стал отправной точкой многих мероприятий, ключевые из которых: День Победы — 9 мая, День ВДВ — 2 августа и, конечно, 27 декабря, день рождения В. Ф. Маргелова, когда мы поднимаем чарку за верность традициям, заложенным легендарным Командующим.
Размах торжеств подчеркивает важность обретения для города на Неве памятника, символизирующего связь поколений десантников. Мы вспоминаем тех, кто «бился на Ладоге, бился на Волхове, не отступал ни на шаг».
Слово В. В. Никифорову.
Рассказ о маргеловской теме был бы неполон, если не упомянуть о миниатюрных бронзовых бюстах В. Ф. Маргелова. Оказалось, что иметь таковой желают многие, и мне доставляет истинное удовольствие видеть на рабочих столах генералов и простых десантников небольшие бюсты, созданные мной. Вот так образ выдающегося советского военачальника не только объединяет «десантуру», но и становится мерилом жизни.
Выстроить хронологию созданного скульпторами Валерием и Натальей Никифоровыми довольно-таки трудно, ибо их совместное творчество — это целые направления: героико-патриотическое, историко-просветительское и просто душевное, в котором более жизнеутверждающей философии, нежели пафоса.
«Эпитафия великому датскому сказочнику Хансу Кристиану Андерсену» — так называется скульптура, которая находится в сквере у Центрального Дома художника в Москве, и в которой мне видится именно такой подход. Объясню, почему Андерсен. Его сказки — человеческий, отнюдь не сказочный мир, в котором наряду с добром бытуют черствость, высокомерие, корысть, самодовольство и глупость. Творения Андерсена пронизывают неподдельная романтика, реализм и фантазия, юмор, светлая мечта.
Кто-то из великих изрек: «Надо из жизни делать мечту, а из мечты — реальность».
И мне кажется, что многое из того, что сотворил Валерий Никифоров, полностью совпадает с этим высказыванием.
К слову, Г.-Х. Андерсен в исполнении Валерия Никифорова — явление примечательное. Дети и взрослые фотографируются со сказочником, сидя у него на коленях, в обнимку, протирают запылившееся перо…
…Я на какое-то мгновение прерву описание творческих достижений моего друга и поведаю о его втором призвании. Да-да, дорогой читатель, именно о призвании, а не обыкновенном увлечении музыкой. Впрочем, лучше об этом расскажет сам юбиляр.
Слово В. В. Никифорову.
Мое увлечение игрой на гитаре пришло лет в 16—17. «Я гитару настрою на лирический лад…» — пелось в одной из тогдашних популярных песен и повсюду в московских двориках по вечерам раздавался звук гитар и слышались песни. Какие? Всякие! Под известные три аккорда звучали песни Галича, Высоцкого, Визбора, Окуджавы. Не брезговали мы и блатными песнями. Как же!
Романтика…
Мой приятель шел поступать в музыкальную школу, я пошел с ним. К моему удивлению, меня приняли, обеспечили шестиструнной гитарой. А учителем моим стал Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Это был композитор, музыкант и педагог от Бога.
Я играю по нотам классику, не стесняюсь поддержать застолье народной песней или романсом, нахожу в гитаре не только отдохновение, но и пребываю в раздумьях о содеянном, ищу и нахожу светлые образы.
Однажды в разговоре с Валерием Никифоровым большой десантный начальник после того, как 2 августа 1997 года был открыт памятник
в 51-м гвардейском полку Тульской дивизии, рассказал о своем визите в США. Тогда только начали устанавливать контакты между натовцами и Россией. «В Америке воинам, павшим на полях сражений в различных военных конфликтах, памятников не ставят. Нигде!» — подчеркнул полковник. И в действительности, если вдуматься, то американские солдаты и офицеры это в большинстве своем наемники. Они получают за страх и риск приличные деньги. А память о погибших — удел родственников и сослуживцев. Не является исключением и участие американцев во Второй мировой войне. Памятники нашим коллегам по оружию в годы с 1941 по 1945-й весьма редки. Иное дело в СССР.
Аллея Героев в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище.
Уже упоминалось о памятнике в Воронежской области, в селе с примечательным названием Русская Гвоздёвка. Получило оно свое имя во времена Петра I от жителей — умельцев-ковалей корабельных гвоздей и скоб. А в 1942—43 годах здесь шли кровопролитные танковые бои, воины Красной армии стояли насмерть.
Вспоминает В. В. Никифоров.
Я спроектировал и поставил памятник среди глубоких воронок от авиационных бомб. Это наглядная память — шрамы на земле, которые оставила война. Дорога к памятнику шла между воронками, в которые собравшиеся на открытии бросали живые цветы. А на памятных досках имена погибших. Одних только Золототрубовых было более сотни, и так каждая фамилия…
Это был поистине народный праздник. Народ готов был меня на руках носить. Помню, после открытия памятника ко мне подошел капитан милиции. В начале строительства он посчитал меня «шабашником», разговаривал со мной откровенно грубо — мол, приехал москвич денег срубить. А тут ни с того ни с сего бухнулся передо мной на колени. «Прости, — говорит. — Я видел на лицах людей и слезы, и радость, я тебе благодарен … Прости меня!»
Кто из людей нашего поколения не помнит замечательную песню «Журавли» на слова Расула Гамзатова? Ее задушевно и проникновенно исполнял Марк Бернес. Вообще с песней произошло необыкновенное — она обрела свое материальное звучание в картинах художников и творениях скульпторов. Но, как пел Булат Окуджава, «каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит», и у каждого мастера было и свое собственное видение, и собственный подход к этой лирической теме. Передать состояние души матерей, жен и сестер, провожавших на фронт сыновей, мужей и братьев, многие из которых «не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей», задача весьма не простая. Памятник «Журавлиный клин» (1978 г.) был установлен в поселке Максатиха Тверской области.
Валерий совершенно не стремится делать памятники в городах. Вот на просторе в полях, на холмах, на трассах — это здорово. Там памятники живут, движутся, увлекая зрителя. Небо над ними, а за ними сосны, березы, реки, озера…
Слово В. В. Никифорову.
Сергей Михайлович Кудинов был идейным вдохновителем создания Аллеи Героев Советского Союза — выпускников Рязанского воздушно-десантного училища и во многом нам помогал. Иное дело начальник училища генерал А. Е. Слюсарь, считавший затею никчемной, хотя сам носил звезду Героя. Мы столкнулись с таким же непониманием с его стороны, когда в Рязани решено было установить памятник В. Ф. Маргелову. Конкурс мы со своим проектом благополучно проиграли. Слюсарю легендарный Командующий виделся с неизменным «Беломором» во рту и в кожаной куртке. Что ж, о вкусах не спорят.
С особым вдохновением я работал над бюстом В. А. Востротина, командира 345‑го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка, для аллеи в Рязанском училище. Теперь Валерий Александрович возглавляет Союз десантников России и многое делает для того, чтобы поддержать авторитет ВДВ.
Поведаю еще об одном герое — летчике Викторе Талалихине, который первым совершил ночной таран в небе Москвы в 1941 году. Оказалось, что до того, как связать свою жизнь с авиацией, герой работал на мясокомбинате имени Микояна, который располагался, как и Суриковский институт, в Ждановском районе Москвы. Руководство комбината попросило нас поставить памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную. На комбинат с войны не вернулось почти 300 человек,
в том числе и В. Талалихин.
В общем, начались муки творчества… А аплодисменты, рукопожатия, поздравления, которые мы получили на открытии монумента работникам комбината, павшим в Великой Отечественной войне, свидетельствовали о том, что он удался.
И теперь, пожалуй, самое главное. Всенародная скорбь по павшим — свята. Но памятники, установленные в военных гарнизонах, должны прежде всего олицетворять величие подвига, вдохновлять защитников Отечества. И, на мой взгляд, эту задачу Валерий Никифоров решает успешно.
НА СЛУЖБЕ В МЧС
В 1999 году Валерию Никифорову пришлось расстаться с МГХИ имени В. И. Сурикова. Десантура и тут подставила своё плечо и помогла ему в трудоустройстве в Академию гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Как известно, первым Командующим войск гражданской обороны СССР и организатором их структуры стал легендарный командарм 62-й сталинградской армии, а в последующем маршал, дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Чуйков.
Так Валерий Никифоров стал работать преподавателем на кафедре культурологии.
В Академии МЧС созданы все условия для гармоничного развития личности будущих офицеров-руководителей. Задачи эстетического воспитания курсантов призван решать Центр досуга, который в настоящее время возглавляет полковник Анатолий Александрович Корпала.
К будущим офицерам предъявляются не только профессиональные требования, они должны быть высокообразованными людьми. Благо, условия для этого имеются. Москва — необъятная «обзорная площадка» с десятками музеев и достопримечательностей, а экскурсии по ней помогают формированию вкуса и мировоззрения у курсантов.
Слово В. В. Никифорову.
На протяжении многих лет общения с курсантами я выработал четкий план. Прежде всего мои подопечные должны знать истоки отечественной культуры. Образ и образование — слова, в основе которых единый корень. Образы Христа, Богоматери, великих святых, православное зодчество, прикладное народное творчество — отправная точка в мир познания Искусства. Не остается вне поля моего наставничества историческая живопись, творения мастеров эпохи Возрождения и, конечно, современная живопись и скульптура.
Отвергая напрочь менторство и начетничество, я доволен, когда в глазах моих слушателей появляется блеск, когда в аудиториях или в музеях возникает живой диалог, а порой и споры, в которых, как известно, рождается истина. А она и по сей день яснее ясного: народ, лишенный культуры, лишен и будущего.
Совсем недавно, в декабре 2012 года, Академии МЧС, правопреемнице Академии гражданской обороны, исполнилось 20 лет. Срок по историческим меркам не слишком большой. Однако выставка, которая прошла в стенах Академии, воочию высветила вклад этого учебного заведения в дело обучения и воспитания офицеров, преданных своей профессии и готовых прийти на помощь людям.
В этот юбилейный день Академия чествовала своих руководителей, преподавателей, героических воспитанников. Немалый интерес у присутствующих вызвала экспозиция работ скульпторов Валерия и Натальи Никифоровых. На торжественном собрании, посвященном юбилею, звучали имена людей, чей доблестный труд высоко оценила Россия. В этой славной когорте имен не затерялось и имя Валерия Никифорова. Под дружные аплодисменты начальник Академии МЧС генерал-полковник С. А. Шляков вручил В. В. Никифорову памятную медаль «Маршал Василий Чуйков».
Слово В. Никифорову.
Наше, полное противоречий и драматических событий, время ставит перед творцом злободневный вопрос: кто ты, человек с планеты Земля? Сеятель и жнец? Хранитель природы? Бездарный прожигатель ее бесценных даров? Созидатель или одержимый Герострат? Земля, словно раковыми клетками, поражена «горячими точками»: локальными войнами, землетрясениями, наводнениями. И на повестке дня глобальная задача — спасение нашей планеты от космических объектов.
Теперь на первый план выходит человек-спасатель, человек, рвущийся в космос и ищущий защиту от его сюрпризов на Земле. Работая в Академии МЧС бок о бок с замечательными людьми, которые первыми приходят на помощь людям, которых постигло стихийное бедствие, я долго и упорно вынашивал замысел создания монумента, воспевающего подвиг спасателей не только на Земле, но и в космосе.
Памятник Спасателю — вертикально стоящая фигура с откинутым назад торсом. Руки подняты к небу и готовы отвести беду, выраженную дугой, в которую вонзились инородные формы (памятник создан совместно с сыном - Виктором Никифоровым).
За свой труд Валерий Никифоров был награжден:
-
Медалью «От благодарного афганского народа»
-
Медалью «10 лет Апрельской революции»
-
Почетными грамотами Министерства образования ДРА
-
Грамотой Верховного Совета СССР воину-интернационалисту
-
Медалью в память 850-летия Москвы
-
Памятной медалью МЧС России «Маршал Василий Чуйков»
-
Почетной грамотой министра культуры Российской Федерации
-
Орденом Петра Великого I степени
-
Наградным крестом Российского казачества — «За веру и службу России»
-
Почетными грамотами Академии Министерства гражданской защиты МЧС России
-
Памятными знаками и медалями ВДВ и общественных организаций
Слово В. Никифорову.
Пора подводить итог сказанному. Пройден жизненный путь длиною в семьдесят лет. Многое сделано, но и многое осталось из неосуществленных замыслов. Причины на то различные, но не о них речь. Без любви, вдохновения и преданного служения однажды избранной профессии настоящий художник — ничто. Профессия скульптора — особенная. «Отсекая все ненужное» из мрамора и камня и прочего материала, он, приступая к очередному творению, схож с первооткрывателем, который на ощупь ищет единственное верное решение. И когда удача приходит — нет большего эстетического удовлетворения и сознания того, что пот, пролитый в мастерской, и муки творчества не пропали даром.